Международные отношения, 1991—С.157).
В практической деятельности и в теоретических изысканиях нередко ставится знак равенства между качеством и конкурентоспособностью либо вообще не делается различий между ними. Имеют место также споры относительно того, какое из двух понятий шире. Постараемся ответить на эти вопросы.
Качество, равно как и его понятие, прошло многовековой путь развития, что, в частности, показано в табл. 1. Качество развивалось по мере того, как развивались, разнообразились и множились общественные потребности и возрастали возможности производства по их удовлетворению. Особенно динамично процесс развития и изменения сущности качества, его параметров происходил в последние десятилетия, когда быстро менялись само понятие качества, требования и подходы к нему. Наиболее интенсивно этот процесс протекал, в частности, в Японии, ставшей в 70—80-е годы фактически мировым лидером в определении уровня качества по многим видам товаров (рис. 1.2).
Первый уровень — «соответствие стандарту».Качество оценивается как соответствующее либо нет требованиям стандарта (или другого документа на изготовление продукта — технические условия, договор и т.п.).
Второй уровень — «соответствие использованию».Продукт должен удовлетворять не только обязательным требованиям стандартов, но и эксплуатационным требованиям, чтобы пользоваться спросом на рынке.
Третий уровень — «соответствие фактическим требованиям, рынка».
В идеальном варианте это означает выполнение требований покупателей о высоком качестве и низкой цене товара.
![]() |
Рис 1. Типовая схема оценки конкурентоспособности (по А.Н.Литвиненко)
Таблица 1. Историческая эволюция понятий качества
Автор формулировки |
Формулировка определений качества |
Аристотель (III в. до н.э.) |
Различие между предметами. Дифференциация по признаку «хороший—плохой» |
Гегель (XIX в. н.э.) |
Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество |
Китайская версия |
Иероглиф, обозначающий качество, состоит из двух элементов — «равновесие» и «деньги» (качество—равновесие+деньги), следовательно, качество тождественно понятию «высококлассный», «дорогой» |
Шухарт (1931 г.) |
Качество имеет два аспекта: объективные физические характеристики, субъективная сторона: насколько вещь «хороша» |
Исикава К. (1950 г.) |
Качество, которое реально удовлетворяет потребителей |
Джуран Дж.М. (1974 г.) |
Пригодность для использования (соответствие назначению). Качество есть степень удовлетворения потребителя. Для реализации качества производитель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим требованиям |
ГОСТ 15467—79 |
Качество продукции — совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением |
Международный стандарт ИСО 8402—86 |
Качество — совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности |